Monday, 30 January 2012

Фильм "Пианист" и Intelligent Design

Человек - это музыкальное сочинение, чудесно написанный гимн мощному творческому акту.

- Свт. Григорий Нисский (PG 44, 441 B, перевод с англ. наш - Е.С.)

Вы говорили о смысле жизни, о бескорыстности искусства... Вот, скажем, музыка… Она и с действительностью-то менее всего связана, вернее, если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу! Что же резонирует в нас в ответ на приведенный к гармонии шум и превращает его для нас в источник высокого наслаждения и потрясает? Для чего всё это нужно? И, главное, кому? Вы ответите: никому. И ни для чего, так, "бескорыстно". Да нет, вряд ли. Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл. И смысл, и причину...

- Монолог Сталкера о музыке. Кинофильм "Сталкер",
реж. А.Тарковский, 1979.

Я вчера посмотрел фильм "Пианист" о судьбе Владислава Шпильмана, выдающегося исполнителя, пережившего ужасы Варшавского гетто в 1939-44 гг. Казалось бы, какая связь у этой картины с распознаванием замысла (Intelligent Design)?

В фильме, основанном на реальных событиях, рассказывается о страданиях человека, бежавшего из ада гетто. Семья Владека погибает, его самого прячут друзья на конспиративных квартирах. Ему постоянно грозит смертельная опасность, но всякий раз ему удается бежать. Многие месяцы он скитается без крова, пытаясь найти еду на развалинах города. И вот Владек попадает в часть Варшавы, бывшую некогда кварталом богатых особняков. Он прячется на чердаке полуразрушенного дома, принадлежавшего немецкому офицеру. По стечению обстоятельств офицер решает посетить свой дом и выясняет, что его рояль чудом уцелел. Тут нацист обнаруживает беглого еврея музыканта, но, глубоко тронутый искусством виртуоза, сохраняет ему жизнь и позже помогает скрыться. 

Итак, что же есть в музыке такого, что способно воззвать к совести того, кто отказался быть человеком "по долгу службы"? Что трогает душу, что обращается прямо в сердце человека, минуя рассудок, помраченный изуверской идеологией? Можно ли научно поставить проблему, несомненно имеющую духовную основу? Я полагаю, что до некоторой степени можно.

Музыка имеет глубокую связь с жизнью. Любовь к музыке была тем, что осталось общего между двумя совершенно чуждыми друг другу людьми: нацистским офицером и музыкантом, беглецом из гетто. Музыка, как и жизнь, есть продукт творчества. Согласно теории замысла, мы можем научно показать уникальность того, что замыслено и создано интеллектом. И музыка, и сложные искусственные системы, и жизнь несут в себе следы интеллектуальной деятельности. 

Христианское Откровение говорит нам, что творчество является частью образа Божия в человеке. Но вот что интересно: на мой взгляд, теория распознавания замысла позволяет нам приблизиться к осознанию этой истины и с научной точки зрения. Ведь то, что человек создает в силу своих творческих способностей, может быть с внешней стороны охарактеризовано научно, и ID предоставляет нам для этого математический аппарат. Но в то же время, наша способность созидать роднит нас с Творческим Разумом, вызвавшим нас к бытию.

Конечно, глупо было бы с нашей стороны говорить об измерении любви, совести и вообще о формализации то, что делает человека человеком. Всякая научная теория способна лишь скользить по поверхности бытия, не имея возможности заглянуть в его глубины, ибо это доступно лишь духу, не подвластному законам материального мира. Но тем не менее, научная постановка вопроса позволяет нам в данном случае увидеть общность музыки и жизни духа, пусть и в самых грубых и общих чертах.


No comments:

Post a Comment

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...