Monday 22 March 2021

Основы теории дизайна: Del Ratzsh

По мере сил буду выкладывать конспект книги Del Ratzsch "Nature, Design and Science: The Status of Design in Natural Sciences", State University of New York Press, 2001. Эти материалы я буду помечать тегами "теория дизайна" и "литература". Конспект буду снабжать вопросами, комментариями и дополнениями. Там, где важно различить текст от комментария, комментарии буду помещать в квадратные скобки [ ... ] .

 Скриншот задней стороны обложки с цитатами

Обратите внимание на реакцию скептика ID из Принстона. Мне понравилось. Квалифицированные неангажированные скептики — это наша целевая аудитория.

Определения

  • Паттерном называется конфигурация материи, являющаяся коррелятом интеллектуальной активности.
    • Примерами паттернов могут служить отпечатки пальцев, следы или другие улики, оставленные преступником на месте преступления.
  • Дизайном называется целенаправленно созданный паттерн, например:
    • Записка, которую вы сейчас читаете;
    • Шариковая авторучка;
    • Искусственный спутник земли;
    • Конфигурация игры, означающая победу одного из игроков, желаемая кем-либо ситуация из целого набора возможных или, формально говоря, достижение целевого состояния (желаемого результата) некоторой управляемой системой.
  • Естественным называется нечто в двух смыслах:
    • как антоним искусственного;
    • как антоним сверхъестественного.
  • Противотоком называется течение событий (последовательность состояний некоторой системы), отличное от естественного.
    • Пример противотока: процесс искусственной лесопосадки, при которой саженцы расположены строгими параллельными рядами. Такое расположение саженцев, очевидно, не нарушает законов природы, и, в принципе, могло быть реализовано естественным образом. Тем не менее, поскольку появление без участия человека именно такого расположения саженцев геометрически строгими рядами практически не наблюдается, оно классифицируется не только как паттерн, но и как дизайн. Дизайном было бы и всякое иное расположение деревьев, но если бы мы об этом не знали заранее, то распознать дизайн было бы затруднительно. [Почему не наблюдается? У Уильяма Дембского на это есть ответ: не наблюдается естественным образом появление достаточно специфически сложных конфигураций; спецификация есть описание функции конфигурации на некотором заданном языке. Сложность не фокус, сложными являются хаотические конфигурации материи; фокусом является сложность, допускающая короткие описания, -- производство такой сложности на практике всегда является исключительно результатом интеллектуальной деятельности агента или агентов, то есть лиц, ставящих цели, принимающих решения по их достижению и приводящих эти решения в действие.].
    • Ещё пример: от работающей центрифуги, в которой размешивают краску, на забор попадают брызги. Движение брызг является током, в результате которого появляется пятно характерной формы на заборе, соответствующей нормальному распределению брызг краски. Введём противоток: поставим трафарет на пути брызг, в результате чего получим другое распределение капель краски на заборе, например, в виде геометрической фигуры или текста, в зависимости от формы отверстий в трафарете. Геометрическая фигура или текст из краски на заборе, так же как и правильные ряды саженцев, представляет собой дизайн.
  • Контингентность: истинность в силу сложившихся обстоятельств, а не в силу необходимости / закономерности. Контингентным является нечто, чего могло и не быть. Существует два типа контингентности: (1) к., связанная со случайностью, и (2) к., связанная с принятием решений. Контингентным является, например, выпадение орла при броске симметричной монеты. Контингентным является также то, что у моего соседа есть лендровер. В противоположность этому, закономерным является, например, притяжение между двумя телами или возникновение электрического тока в проводнике при наличии разности потенциалов.
  • Номический: закономерный, неконтингентный, нечто, чего не может не быть. Например, номическими являются природные закономерности [разумеется, это утверждение условно, поскольку даже законы природы, строго говоря, контингентны как результат воли Творца — возникновение мироздания есть свободное решение Бога, однако в целях научного исследования принципов дизайна мы считаем природные закономерности данностью ]. Следует также иметь в виду условность различения контингентности, связанной со случайностью, и закономерности: проявления случайности в природе также могут рассматриваться в качестве закономерностей.
  • Противотоковый след (маркер): конфигурация материи, напряженность электромагнитного поля, тепловые напряжения, градиенты температуры, являющиеся результатом действия противотока. Действие конечных разумных агентов ограничено законами природы. Деятельность агента по перенаправлению, предотвращению, управлению или ограничению действия законов природы создаёт противотоки, в результате чего возникает противотоковый след (маркер). Маркером противотока в примере с лесопосадкой является строгий геометрический паттерн лесополосы; маркером в примере с центрифугой является паттерн из краски. Ясно также, что эти паттерны являются дизайнами. [Получается, что след — более широкое понятие, чем паттерн — ].
  • Артефактность: что-либо, включающее в себя противоток. Можно ввести следующие определения. Пусть A есть некоторая материальная сущность [лучше говорить о конфигурациях материи, по-моему — ], пусть S eсть составная часть А: S ⊂ A.
    • S составляет внешнюю границу артефактности для А, если:
      • с удалением S совершенно удаляется противоток с, заключённый в А; и
      • S не имеет составной части d ⊂ S такой, что одновременно с удалением d совершенно удалится противоток с.
    • S составляет внутреннюю границу артефактности для А, если:
      • удаление противотока c не затрагивает S;
      • [и я бы добавил еще условие, симметричное определению внешней границы артефактности, а именно: что не существует конфигурации материи S' такой, что S ⊂ S', для которой справедливо то же самое. То есть для определения внутренней границы необходимо потребовать, чтобы S была наибольшей из возможных конфигураций — ].
    • В качестве иллюстрации этих понятий автор проводит мысленный эксперимент: обнаружение бульдозера на безжизненной планете Х. Внутреннюю границу артефактности в Х составляют атомы бульдозера. Действительно, разложение бульдозера на атомы уничтожит всю артефактность, связанную с ним, поскольку сами эти атомы являются естественными конфигурациями материи. Бульдозер же является и внешней границей артефактности в X, поскольку по условию не существует более обширной артефактной конфигурации материи, частью которой он бы являлся. Однако, в случае если бы, скажем, бульдозер был частью роботизированной фабрики, то, разумеется, он уже не являлся бы внешней границей артефактности в силу введённого определения. Противотоковым следом в примере с бульдозером является совокупность: эмиссии CO2, теплового излучения, частиц износа, а также старого доброго гусеничного следа на поверхности планеты.
Следы марсохода Curiosity. NASA

No comments:

Post a Comment

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...