Недавно на популярном научно-религиозном форуме я участвовал в полемике по поводу того, что же такое геном и можно ли и, если да, то в каком смысле называть его инструкциями (прескриптом), как это делается, например, у Дэвида Абеля.
Конечно же, в самом геноме (по крайней мере, в белок-кодирующей его части) нет непосредственных инструкций, аналогичных инструкциям-операндам действий с данными в языках программирования (copy, push, pop, writeln и т.д.). Тем не менее, по отношению к синтезу белка, осуществляющемуся в последовательности ДНК-РНК-белок, геном представляет собой шаблон сборки. До 98% генома занимают регуляторные участки, непосредственно белок не кодирующие, но необходимые для управления децентрализованным процессом сборки организма. Коль скоро мы говорим об управлении, то разговор неминуемо должен выйти и на инструкции по управлению. Вот здесь кратко охарактеризован многоуровневый процесс обработки генетической информации. Итак, в явном виде инструкций действий с данными геном не содержит.
В модели Абеля некоторый формальный конструкт (например, слово естественного языка, операнд языка программирования, последовательность нуклеотидов в геноме) аналогичен интегральной схеме, состоящей из элементарных настраиваемых переключателей. Эта схема реализует некоторую функцию, которую можно назвать в обобщенном смысле функцией полезности (utility function). Настройка каждого отдельного переключателя соответствует решению проектировщика, принимаемому на определенном этапе процесса синтеза системы, реализующей данную функцию. Настройка всей схемы отражает последовательность принимаемых решений. И в этом смысле всякий формальный конструкт есть предписание интерпретатору (декодировщику).
Таким образом, то, как характеризовать геном, зависит в некотором смысле от угла зрения на проблему организации записи и считывания информации в биосистемах. Да, он содержит закодированные данные для синтеза белка, но эти данные определенным образом организованы и скомпонованы с регуляторными участками генома в единый шаблон.
No comments:
Post a Comment