Признаю ошибку у себя в слайдах. Неправильно говорить о том, что мир является иконой Логоса. Выражаю благодарность Вячеславу за замечание.
Свт. Григорий Палама именует мир писанием Самоипостасного Слова. Где-то, если не ошибаюсь, у прп. Максима я видел сравнение Священного Писания с иконой. Но вот такое транзитивное замыкание мир → Писание → икона, где → обозначает отношение подобия, все-таки не существует, если под иконой иметь в виду образ Божий. Дело в том, что словосочетание "образ Божий" в православной догматике имеет вполне конкретный смысл.
По учению Православной Церкви, образом Божиим всецело наделен лишь человек. Бесплотные духи не обладают образом Божиим в такой полноте, как человек. Неживая природа лишена образа Божия. В учении свт. Григория Паламы очень интересны, по-моему, еще два обстоятельства. Во-первых, то, что свт. Палама делает различие между собственно образом Божиим, идентичным образом, которым является лишь Сын Божий, с одной стороны, и тем, что "по образу Божию", то есть человеком. Во-вторых, свт. Григорий следует традиции сщмч. Иринея Лионского и включает весь душевно-телесный состав человека в понятие образа Божия. Именно поэтому свт. Григорий Палама говорит, что ангельский дух не имеет творческой силы, в отличие от человеческого, поскольку не соединен с материальным телом.
Тем не менее, по ап. Павлу (Римл. 1:20), "невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы". Последнее возможно, на мой взгляд, именно потому что в основе бытия мира лежит не материальное, не физическое, но духовное — воля Творца. Совершенства твари несут на себе отблеск славы Творца. "Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь", по слову Псалмопевца (Пс.18:2).
А что же наука? Научное знание применимо здесь лишь отчасти, но и этого немало! Наука свидетельствует о том, что в основании мироздания положены нефизические, абстрактные законы, благодаря которым научное познание мира в принципе имеет место. Это основная мысль презентации.
Есть еще целый ряд важных научных фактов, которые можно интерпретировать в пользу тварности мира, в том числе, кибернетическая основа белковой жизни. Наконец, важное проявление тварности мира, по моему мнению, состоит и в возможности реализации свободной воли человека (свободной в истинном смысле слова). Об этом я уже писал здесь. Мне кажется, что дихотомия фатализм/случайность, в которую впадают многие ученые в попытках интерпретации научных данных, является ложной. Существование мира не является следствием ни фатума (закономерности), ни случайности (флуктуаций неизвестной природы), ни их комбинаций. Причиной бытия мира является свободная воля Творца. Поэтому и человек, будучи сотворен по образу Божию, свободен в истинном смысле слова, хотя свобода его и не абсолютна.
А что же наука? Научное знание применимо здесь лишь отчасти, но и этого немало! Наука свидетельствует о том, что в основании мироздания положены нефизические, абстрактные законы, благодаря которым научное познание мира в принципе имеет место. Это основная мысль презентации.
Есть еще целый ряд важных научных фактов, которые можно интерпретировать в пользу тварности мира, в том числе, кибернетическая основа белковой жизни. Наконец, важное проявление тварности мира, по моему мнению, состоит и в возможности реализации свободной воли человека (свободной в истинном смысле слова). Об этом я уже писал здесь. Мне кажется, что дихотомия фатализм/случайность, в которую впадают многие ученые в попытках интерпретации научных данных, является ложной. Существование мира не является следствием ни фатума (закономерности), ни случайности (флуктуаций неизвестной природы), ни их комбинаций. Причиной бытия мира является свободная воля Творца. Поэтому и человек, будучи сотворен по образу Божию, свободен в истинном смысле слова, хотя свобода его и не абсолютна.
Литература
1. протопр. М. Помазанский. Образ Божий в человеке.
2. арихимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов). Учение свт. Григория Паламы об образе Божием в человеке.
No comments:
Post a Comment