Интересные записки: раз и два. Главная мысль выражена почти афористически:
A small, trainable network will be uninteresting and a large, interesting network will be untrainable.
Сети малого размера обучаемы, но эффект обучения не представляет практического интереса; интересные же сети достаточно большого размера практически необучаемы.
Обучение, если оно имеет место на уровне регуляторных сетей генов (Gene Regulatory Networks, GRN), должно происходить во времени и в пространстве, то есть на практике включать массивы данных чудовищных размеров, а результаты должны передаваться по наследству. Известная программа AlphaGo компании Гугл, победившая недавно человека в игре Go, осуществляет глубокое обучение единой сети, а не множества сетей. Эффективность достигается использованием огромных ресурсов для обучения и специфической настроенностью на данные правила игры. Поэтому, замечает автор, без конкретизации, каким именно образом обучение отдельных организмов, если оно имеет место, связывается воедино, передаваясь наследственно и аккумулируясь, эта аналогия не является проработанной. Совсем другое дело, если допустить изначальный дизайн этих GRN, ведь тогда снимается требование аккумуляции и настройки неизвестно на что только засчет ненаправленных эволюционных процессов.
Как и всегда, все эти многочисленные аналогии между искусственно создаваемым программным обеспечением, способным эффективно решать конкретные практические задачи, с одной стороны, и биологической эволюцией, с другой, страдают одним изъяном: невниманием к принципиально важным подробностям. Всякий раз, когда подробности рассматриваются должным образом, аналогии рассыпаются.
Итак, приведу еще раз эти детали:
A small, trainable network will be uninteresting and a large, interesting network will be untrainable.
Сети малого размера обучаемы, но эффект обучения не представляет практического интереса; интересные же сети достаточно большого размера практически необучаемы.
Обучение, если оно имеет место на уровне регуляторных сетей генов (Gene Regulatory Networks, GRN), должно происходить во времени и в пространстве, то есть на практике включать массивы данных чудовищных размеров, а результаты должны передаваться по наследству. Известная программа AlphaGo компании Гугл, победившая недавно человека в игре Go, осуществляет глубокое обучение единой сети, а не множества сетей. Эффективность достигается использованием огромных ресурсов для обучения и специфической настроенностью на данные правила игры. Поэтому, замечает автор, без конкретизации, каким именно образом обучение отдельных организмов, если оно имеет место, связывается воедино, передаваясь наследственно и аккумулируясь, эта аналогия не является проработанной. Совсем другое дело, если допустить изначальный дизайн этих GRN, ведь тогда снимается требование аккумуляции и настройки неизвестно на что только засчет ненаправленных эволюционных процессов.
Как и всегда, все эти многочисленные аналогии между искусственно создаваемым программным обеспечением, способным эффективно решать конкретные практические задачи, с одной стороны, и биологической эволюцией, с другой, страдают одним изъяном: невниманием к принципиально важным подробностям. Всякий раз, когда подробности рассматриваются должным образом, аналогии рассыпаются.
Итак, приведу еще раз эти детали:
- Эволюция по количеству генерируемой новизны — всего-навсего шум по сравнению с тем, что имеется в реальных биологических системах.
- Для того, чтобы эволюционные процессы начались, необходимо неразложимое семиотическое ядро, включающее символьную долговременную память на биополимерах, считывающее устройство, протокол (адаптер) и интерпретатор.
- Эволюция по Дарвину использует лишь пассивный грубый фильтр отбора и не имеет никакой направленности по определению. А значит, она не имеет и целеполагания. Живые организмы реализованы на основе целеполагания: биологические процессы направлены на поддержание химического состояния организма (гомеостаз).
- Генерация новизны на практике требует планирования, принятия решений, измерения и активного управления состоянием. Ничего подобного биологическая эволюция сама по себе не имеет.
- Ключевые процессы функционирования сложных искусственных систем обеспечиваются на практике только целенаправленно со стороны агента, принимающего решения. Биологические системы на порядки сложнее того, что создает человек сегодня.
No comments:
Post a Comment