Wednesday, 8 April 2020

Александр Прусс и его критика гипотезы дизайна

Еще один интересный блоггер, который пишет на тему эволюции и дизайна.

Чувствуется, что автор с техническим/научным прошлым, хотя сам о себе он говорит, что он философ. Тем лучше, так как мне в таком случае легче понять его аргументацию. Благодарю моего подписчика за ссылку на блог Александра Прусса. Ниже я рассмотрю вот эту его записку: Sampling multiple cases with a selection bias can produce the illusion of design.

В записке представлены результаты численного эксперимента по случайному блужданию точки в пространстве заданной геометрической формы на плоскости. Показаны две траектории случайного блуждания. Первая -- результат селекции по определенному принципу, вторая -- одна из множества траекторий, не прошедших отбор (которых было в эксперименте большинство).

Одна из успешных траекторий случайного блуждания точки. 
Цель -- достичь красной граничной линии справа, 
не касаясь остальной границы. Отбор моделируется 
сужением области пространства слева от красной линии.
Одна из отбракованных траекторий: траектория достигла границы 
вне её красного сегмента.
Было проведено множество запусков случайного блуждания изображающей точки в очерченном пространстве, причем каждый запуск начинался из одного и того же начального положения с заданными координатами. Большая часть получившихся траекторий была отбракована. Отбор осуществлялся по принципу: достигнет или нет случайное блуждание красной линии, не коснувшись прежде черной. Основной тезис автора состоит в том, что вследствие отбора создается впечатление, что успешные траектории являются результатом непосредственного пошагового дизайна, тогда как они на самом деле являются результатом отбора. Например, может показаться, что система, поведение которой представлено траекторией, изображенной на первом рисунке, обладает интеллектом в том смысле, что она "знает", что касаться черных границ нельзя, и, тем не менее, это лишь результат отбора.

Во-первых, неясно, почему автор предлагает не считать саму селекцию дизайном. А.Прусс резонно отмечает, что требуемые характеристики процесса являются результатом не пошагового управления, а влияния отбора. В численном эксперименте множество допустимых траекторий блуждания включает траектории, которые начинаются в заданной точке, не касаются черных границ, и завершаются касанием красной линии.  Однако отбор отбору рознь. Естественный отбор намного менее чувствителен, чем искусственный, поскольку в распоряжении первого нет возможности управлять выбором состояний по значениям градиента функции цели. Если говорить о приведенном примере, то ЕО не может отбирать по принципу, пошла частица блуждать влево или вправо. Селекционер же такой возможностью обладает с самого начала процесса блуждания.

В другом блоге я уже приводил биологический пример (работа японских биохимиков), демонстрирующий высокую степень оптимизации природных белков, не достижимую за время жизни биоты средствами случайного блуждания, исходя из реальных возможностей белковой эволюции. Японские авторы утверждали, что для значительного улучшения результатов блуждания необходимо наличие существенно большего разнообразия полипептидов, что в реальных условиях ограниченности ресурсов и времени недостижимо:

[...] it appears possible for adaptive walks with only random substitutions to climb with relative ease up to the middle region of the fitness landscape from any primordial or random sequence, whereas an enormous range of sequence diversity is required to climb further up the rugged surface above the middle region

Во-вторых, автор не рассматривает ограниченность времени процесса. На всё про всё у эволюции ограниченное количество времени и, следовательно, блуждание может посетить ограниченное число состояний. В эксперименте необходимо рассматривать траектории не более заданной длины.

В-третьих, хотя функциональная сложность и упомянута автором, в эксперименте она не моделировалась. В реальности красная линия соответствует глобальным пикам функции, а блуждание начинается из точки со значительно меньшего пика или из лагуны. Реальный ландшафт может иметь множество пиков, на которых застревает (стагнирует) дарвиновское блуждание. Таким образом, на пути к красной линии у процесса множество аттракторов (ловушек).

В-четвертых, не учтено влияние дрейфа генов и возможности изменения границ допустимой области параметрического пространства во времени. Я понимаю, что эксперимент упрощённый и не ставил целью моделировать всё, однако это надо иметь в виду.

В-пятых, само блуждание изображающей точки в пространстве параметров обусловлено существованием живой системы, а следовательно и транслятором информации. Трансляция обуславливает эволюцию (случайное блуждание), а не наоборот. Невозможно прийти к системам, способным транслировать информацию, эволюционным блужданием, начиная от систем, не умеющих это делать. Невозможно по той простой причине, что трансляция информации -- ключевой элемент любой живой системы, без которого никакой эволюции нет и в помине.

No comments:

Post a Comment

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...