Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Иван Крылов. Басни. Зеркало и обезьяна.
Повседневный опыт большинства населения Земли говорит в пользу гипотезы об интеллектуальном происхождении этой надписи. Хотя нельзя исключать существования пока не известного науке закона природы, приводящего к появлению граффити, тест на дизайн подобной живописи положителен.
Популяризаторы науки из университета Беркли опозорились вот этой вот листовкой о ненаучности распознавания дизайна. Они, наверное, думают, что понимают, как на самом деле работает наука, раз они выделили эти слова "в шапке" на странице, предназначенной для школьников. Смешно и грустно. Давайте разберёмся в этих претензиях к Intelligent Design.
- Для справки: эволюция даже по Дарвину начинается с популяции функционирующих репликаторов. То есть до появления популяции организмов дарвиновский механизм не может быть задействован, с чем не будет спорить даже грамотный неодарвинист.
Сложная функция (специфическая сложность) на практике появляется только в результате целенаправленных усилий интеллектуальных агентов. Для этого необходимо, чтобы в создаваемой системе реализовывались достаточно широкие зоны равновесия. С этой точки зрения, интеллектуальная деятельность заключается в выделении тех или иных состояний равновесия путём присвоения им относительно высоких величин обобщенной функции полезности (utility). Поэтому появление сложной функции не может быть вызвано динамикой частиц вещества системы. Напротив, сложная функция предписывает движение вещества системы, сама являясь независимой от градиентов вещества/энергии.
Таблица 1. Типы конфигураций материи. Обратите внимание на то, что первые два типа сложности могут генерироваться не только вследствие действия законов природы, но и интеллектуально (при условии, что законы природы в каждом конкретном случае это позволяют): сделать раствор или вырастить кристалл может химик.
Теперь скажу несколько слов по поводу того, как именно агент может создавать сложную функцию. Интеллектуальную деятельность от броуновского движения отличает:
- представление о целевом состоянии (наличие образа целевого состояния в сознании агента),
- представление о методах его достижения (разработка стратегии), а также
- способность осуществлять соответствующие действия.
Системы, снабженные символьной памятью, называются лингвистическими. Самое интересное заключается в том, что примеры таких систем исчерпываются живыми организмами и языковыми системами, созданными человеческим разумом (естественные языки, языки программирования, математика, игры и т.д.). Ничего подобного нигде в наблюдаемой вселенной не возникает вне контекста деятельности интеллектуального агента (агентов).
Насчёт тестирования главной гипотезы ID предлагаю подумать над тем, что в обычной жизни мы тестируем её на каждом шагу, не сильно над этим задумываясь. Когда мы видим асфальт у подъезда, расчерченный для игры в классики, именно потому, что мы по опыту знаем, как появляются классики на асфальте, мы предполагаем, что и в данном случае, должно быть, их сознательно расчертили дети. В то же самое время, естественно предположить, что пятно из такого же мела на таком же асфальте, скорее всего, оставлено было неосознанно (хотя это может быть и не так, проще предположить именно случайное появление пятна до тех пор, пока нет дополнительных данных, не согласующихся с этой гипотезой). Распознавание дизайна происходит повсеместно в технике в процессе фильтрации шума от полезного сигнала. Вы сами производите такое распознавание всякий раз, когда вынуждены отличать "фывапролджэ" от осмысленной строки символов. Вы это делаете даже сейчас, когда читаете этот текст.
ID как эвристика нетривиален, поскольку порождает совершенно особую программу исследований. Дочерние гипотезы, основанные на ID, также вполне тестируемы, как, например, гипотеза М.Шермана универсального генома.
Ученые из университета Беркли не понимают сути того, что они берутся критиковать. Гипотезу дизайна живых организмов размазать по стенке такими поделками не получится. Чтобы написать серьёзный текст, нужно основательно влезать в тему, не говоря уже о том, чтобы такой текст ещё поняли дети, для которых он предназначается.
No comments:
Post a Comment