Wednesday 25 March 2020

О самопроизвольном возникновении и последующем эволюционном развитии жизни

Предел еси положил, егоже не прейдут... Вся премудростию сотворил еси.
Книга Псалмов. Псалом 103.

"Самопроизвольное возникновение и последующее эволюционное развитие жизни".

Эволюционисты любят словесные игры. Но это может пройти незамеченным в дискуссиях лишь с теми собеседниками, кто не понимает, что за этими словами нет никакой конкретики. Никаких цифр, никаких прогнозов. Только игры в слова и, максимум, писульки на бумаге: вот моя модель, посмотрите, она работает... На бумаге. Но не в реальности.

Что у нас в реальности? Давайте кратко пройдемся по всему, что так или иначе затрагивается в этом блоге.

1. Эволюция: это слово используют все, кому не лень. При этом в него вкладывается разный смысл. Он может претерпевать изменения даже в пределах отдельно взятой дискуссии. Эволюцией, например, называют динамику некоторой величины, скажем, эволюция орбитальной устойчивости космического аппарата. Эволюцией могут называть изменения частот аллелей в популяциях организмов с течением времени. Против такого употребления словосочетания "биологическая эволюция" я ничего не имею. В реальности есть лишь вот эта популяционная динамика. Это и есть эволюция как таковая, ее можно наблюдать. Эволюционного развития биологической сложности нет, и поэтому его невозможно наблюдать. Причина до смешного проста: отбор отбирает только из того, что уже есть. Он не работает на будущую функцию. У него нет предвидения. Эволюция может просмотреть только некоторую окрестность уже заданной функции. Вся эта музыка с дублированием генов, как говорят, -- дымовая завеса. Smoke and mirrors. Они хотят убедить доверчивых читателей в том, что дубликат гена, выведенный из-под давления отбора, сам случайным блужданием наткнется на новую сложную функцию. Простой прикидочный расчёт, доступный старшекласснику, показывает, что это фантазия (cм. также раздел "Функциональная информация" здесь). Фантазией является также то, что функциональная сложность аддитивна: не очень сложная функция А + еще одна не очень сложная функция В не равняется более сложной функции С. Биологическая функция неаддитивна.

2. Информация: здесь опять что ни блогер, то своё определение. В это болото лучше вообще не ступать, а просто поставить предупреждающий знак: "Шенноновская модель информации в биологии не работает". Всё.

3. Трансляционный аппарат присутствует в качестве необходимой части системы размножения всех живых существ. Он неразложим на составляющие. Пирсова тройка {знак, денотат, интерпретант} представлена тройкой {кодон, аминокислота, аминоацилсинтетаза} и составляет функциональное ядро системы трансляции генетической информации. К нему нет и не может быть эволюционного пути. Трансляция информации является одним из необходимых условий эволюции, а не наоборот. Для воспроизведения организмов первого поколения они уже должны были быть снабжены как описанием протеома (а точнее набором инструкций по его воспроизведению), так и описанием воспроизведения интерпретатора описания протеома. Эти два описания уже в первом поколении должны были быть скоординированы на использование одних и тех же соглашений интерпретации инструкций по восстановлению частей системы, в соответствии с необходимостью её смысловой замкнутости. Указанные соглашения носят название генетического кода. Оба эти описания являются пассивными по Нейману (quiescent descriptions), поскольку не участвуют в динамике движения частиц вещества описываемой ими системы. Они лишь предписывают движение материи, выполняя роль символьных граничных условий.

4. Эволюционирование открытых для модификации систем на практике не приводит ни к чему существенно новому и сложному. Теория клеточных автоматов демонстрирует: (1) существование областей в параметричесом пространстве, принципиально недостижимых эволюционным блужданием (сады Эдема); (2) эволюционирование КА возможно только при условии априорного существования правил измения состояния автомата. Правила задаёт создатель системы (интеллектуальный агент). Правила отличны от законов движения материи и являются граничными условиями. Правила градиентонезависимы, движение градиентозависимо. В реальности г.у. и движение составляют неразложимое целое и при описании живых систем эта комплиментарность должна учитываться. В случае живых систем это символьные г.у. (адаптерное распознавание, пространственная структура информационно-несущих биополимеров, интерпретационные ограничения - аминоацилсинтетазы, реализующие генетический код).

5. NFL-теоремы распростаняются на случай коэволюции, сторонники эволюционной парадигмы оказались неправы, в который раз. "Лазеек" (free lunch) на самом деле не существует даже в коэволюционных сценариях.

6. Все известные мне попытки математически обосновать гипотезу абиогенетического синтеза живых систем (cм., напр., здесь), а также подвести математический базис под так называемую теорию эволюции (здесь) либо не имеют связи с реальностью, закладывая то, что требуется продемонстрировать, либо не приводят ни к чему нетривиальному. Так называемые генетические алгоритмы не являются исключением. Ни один успешный ГА не использует дарвиновскую модель. Применяемые на практике ГА моделируют не естественный отбор среды, а искусственный отбор опытного селекционера.

7. Практические пределы эволюции, как установил биохимик М. Бихи, определяются множеством функций, требующих последовательного закрепления ограниченного числа мутаций по популяции, отвечающих её вероятностным ресурсам, также ограниченным. Недавние его исследования показывают, что хотя эволюция имеет место в тех или иных практических пределах, живое эволюционирует по пути упрощения (деградации) функции, а не усложнения.

8. Дарвиновская модель в среднем не работает вследствие наличия случайных факторов (дрейфа генов) -- проблема Кимуры, а также взаимного ослабления селективного преимущества по множеству признаков -- проблема Холдейна. Математической иллюстрацией проблем дарвиновской эволюции является так наз. задача о банкротстве игрока: банкротство игрока -- банкротство Дарвина.

9. В том, что касается сознания, у наших друзей натуралистических материалистов вообще ничего сколько-нибудь путного нет. Опустим завесу жалости.

В сухом остатке: garbage in, garbage out. Что заложили, то и получили. "Слепой часовщик" потерпел сокрушительное фиаско. Интеллектуальный фактор вылезает из каждого угла в биологии. Дизайн на дизайне сидит и дизайном погоняет.

No comments:

Post a Comment

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...