Friday, 8 March 2013

БиоТРИЗ и ID

Я вчера посетил интереснейший семинар в университете г. Бат (University of Bath) по тематике, являющейся пересечением ТРИЗа и биомиметики, из которого я почерпнул много полезного. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это эмпирическая теория изобретений. Главный вклад технологии ТРИЗ в науку состоит в систематизации принципов, по которым происходит инновация. Эти принципы — их всего 40 — являются символами своеобразного алфавита языка интерпретаций инновационных идей.

БиоТРИЗ представляет собой сплав анализа биологических систем, с одной стороны, и ТРИЗа, с другой. Взгляд на бионику глазами ТРИЗа позволяет оптимальным образом извлекать полезные принципы организации и функционирования биосистем и использовать их при решении конкретных технологических задач. Методология ТРИЗа заключается в активном использовании препятствий к достижению желаемого результата (целевого состояния). В этом есть некая аналогия с программированием в ограничениях, где ограничения из враждебного фактора становятся источником информации в процессе комбинаторного поиска.

Если посмотреть на биоТРИЗ со стороны ID, то не только ничего не выпадает, но при этом чрезвычайно интересная, но плоская картина приобретает некий объем. По моему мнению, принципы дизайна в биосистемах совершенно естественно переносятся на артефактные системы именно потому, что сами биосистемы артефактны. Вся "техническая" разница эволюционистского и ID-шного подходов — несмотря на то, что она глубока в философском смысле и проистекает из абсолютно разных метафизических посылок — заключается в том, что именно считается источником инноваций в биосистемах. В то время как эволюционистская трактовка призывает считать ошибку воспроизведения и фильтр отбора (фактически, смерть) — источником новизны, здравый смысл, логика и опыт технологической деятельности человечества подводит нас к тому, чтобы признать тот очевидный факт, что источником инноваций на практике может являться только интеллект.

Можно привести следующую глубокую аналогию. Бесспорно, формализм научного знания – это порождение человеческого интеллекта. Научная деятельнось подводит нас к выводу о том, что реальность окружающего нас мира формализуема, по крайней мере, частично. Таким образом, указанная формализация возможна именно всилу того, что за самой этой реальностью также стоит Интеллект, правда, гораздо более мощный, чем наш.

Интересны были также обсуждения в кулуарах. В частности, прозвучало мнение о том, что основной признак живых систем — это способность принимать решения. Я полагаю, что это верно, но все же недостаточно для определения жизни. Я ведь могу сконструировать компьютерную систему, которая будет принимать решения, но лишь всилу этого живой я ее не сделаю.

Для того, чтобы считать систему живой, необходимо чтобы она удовлетворяла целому ряду свойств, в том числе, наличию кибернетического управления и репликации. Эти свойства укладываются, в принципе, в одно условие — целеполагание в специфическом контексте.

Как мы знаем, неживая природа инертна к целеполаганию, в то время как  минималистическая репликация имеется даже в кристаллах. Но этого, естественно, еще недостаточно для того, чтобы считать систему живой.

Таким образом,

Жизнь = Химия + Кибернетика,

а кибернетика, управление, формализм — это следы целенаправленной интеллектуальной деятельности.

No comments:

Post a Comment

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...