Monday, 23 February 2015

Различные школы науки о жизни по Ховарду Патти

Ховард Патти (Howard Pattee)


Привожу классификацию по [1].


  1. Редукционизм: сведение биологии к химии и физике;
  2. Холистический скептицизм: сомнение в адекватности одних лишь законов движения материи для описания ключевых процессов жизни; сюда же, в разряд скептиков можно отнести тех, кто утверждает, что для построения моделей живых систем необходимо привлекать аппарат квантовой механики;
  3. Искусственная жизнь: построение математических моделей в отрыве от физики; теория игр, теория эргодических процессов, вычислительная сложность, различные теории самоорганизации, нелинейная динамика. Отношение этих моделей к реальным живым системам зачастую весьма спорно. Математик, занимающийся моделированием искусственной жизни, вероятно, на фундаментальный вопрос Карла Пирсона ответит так: жизнь реализуется вторичными абстрактными отношениями, не зависящими от какой-либо физической реализации. 
  4. Безмодельные исследования in situ: помещение роботов в реальную физическую среду позволяет избежать необходимости моделирования физики. Такое моделирование динамики в реальном времени, вероятно, адекватно для задач моделирования моторных функций живых организмов с относительно небольшим объемом мозга (например, моторное поведение насекомых). Физик, занимающийся адаптивными управляемыми системами, вероятно, на фундаментальный вопрос Карла Пирсона ответит так: несмотря на количественный разрыв сложности между мозгом мельчайшего насекомого и мощнейшими современными робототехническими системами (не в пользу последних), не существует качественного различия между механическим поведением первого и поведением модели. Со временем, как утверждается, мы сможем покрыть эту брешь. Но моделирование моторных функций животного — это и много, и мало. Отличительной особенностью живого является наличие статической символьной составляющей механизма воспроизведения, то есть наличие генетического кода.

Литература

  1. Howard Pattee (2001): The Physics of Symbols: Bridging the Epistemic CutBiosystems. Vol. 60, pp. 5-21.

No comments:

Post a Comment