Sunday 16 October 2016

И снова о распознавании интеллектуальной активности

Мне был задан интересный вопрос: теория теорией, а как конкретно выглядит алгоритм распознавания артефактности предмета, найденного на другой планете?

Отвечу в форме отдельной записки.

Некий предмет X на планете Y распознАется как артефакт, если он окажется способен производить трансляцию информации, то есть если X будет иметь возможность интерпретировать тем или иным образом сигналы, поступающие в него из внешней среды. Успешность распознавания, разумеется, предполагает, что у нас имеется возможность практически установить однозначность такой интерпретации путем соответствующих экспериментов с X. Считаем, что такая возможность у нас есть.

Итак, Х должен включать, как минимум, компоненты, выполняющие следующие роли:

  1. протокола, устанавливающего соответствие между знаком/сигналом и производимым физическим эффектом; 
  2. того, что производит эффект.

Факт наличия 1. и 2. в X означает, что сигнал, поступая в X, не определяет сам эффект. Сигнал лишь выступает триггером процессов своей собственной последующей обработки предметом Х. Задается эффект протоколом 1. и выполняется компонентом 2.

Еще раз подчеркну: между сигналом и эффектом не должно быть непосредственной физической или химической обусловленности. Как сказал бы фон Нейман, знак, чтобы быть знаком, должен оставаться пассивным относительно динамики частиц вещества, которую он предписывает. Итак, сигнал не должен задавать характеристики движения частиц материи, в котором состоит производимый сигналом эффект.

В частности, так себя ведет простое температурное реле: замыкает и размыкает электрическую цепь в зависимости от температуры среды. Температура здесь является сигналом. Реле интерпретирует этот сигнал либо замыканием, либо размыканием цепи. Наличие реле устанавливает правило ! соответствия между течением электронов по проводнику и температурой среды.

Разумеется, существует помимо этого и физическая зависимость характеристик движения электронов по проводнику от температуры среды (законы электромагнетизма). Но правило, по которому ток в проводнике либо есть, либо нет, в зависимости от температуры, окружающей реле, - совершенно иное нежели законы электромагнетизма. Для задания правил поведения нужен интеллект.

Думаю, что реле — самый простой практический пример артефакта.
Обычно люди делают две ошибки. Во-первых, требуют сформулировать критерии распознавания искусственности на физическом уровне описания. Это неверно. Требуется системный уровень и соответствующий этому уровню аппарат.

В принципе, тест на искусственность - это тест Тьюринга.

И вторая ошибка, которую часто делают, состоит в непризнании объективности архитектуры код+протокол+транслятор. Считают почему-то, что это что-то эфемерное и субъективное. Это неверно: код, протокол и транслятор — это объективные функции материальных компонентов систем. Следовательно, они принципиально распознаваемы.

2 comments:

  1. Есть старое мнение, что подошли бы часы. Где там трансляция?

    "С этой сложностью связана эффективность, т. е. способность делать нечто существенное.
    Сложность здесь означает не то, как сложен объект, а то, как сложны его целенаправленные действия. В этом смысле объект обладает очень высокой сложностью, если он способен решать весьма трудные и сложные задачи."


    "Для функциональных систем характерна собственная внутренняя структура, конструкция, создающая  комплексное ограничение степеней свободы  составляющих её элементов таким образом, что эти элементы начинают вести себя как система, достигающая за счёт скоординированного  взаимодействия элементов результатов, полезных  для системы или её создателей"

    ReplyDelete
    Replies
    1. Добрый день! Только сегодня заметил Ваш комментарий. Я редко сюда захожу. Можно продолжить общение в жж. Моя страница mns2012.livejournal.com

      Отвечаю, хотя и с большим опозданием. По моему критерию (критерию трансляции) часы бы не подошли. Они бы подошли как часть большей системы, если бы помимо часов эта система в зависимости от времени суток, распознавая время по часам, что-то бы делала.

      Второй абзац Вашей цитаты очень похож на аналогичное место из статьи Майкла Поляни :) Поляни был одним из тех ученых, которые внесли вклад в семиотику.

      Delete

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...